Банк России с 31 августа планирует повысить базовые тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности и коэффициенты к ним. Известия о скором пересмотре ставки с облегчением восприняли страховщики, которые многие годы работали на этом рынке фактически в ноль.
Базовый тариф составляет на сегодняшний день от 3431 до 4119 рублей, а коэффициент рассчитывается с поправкой на регион, мощность двигателя автомобиля, возраст водителя и его стаж. Кроме того, на итоговую стоимость полиса влияет коэффициент бонус-малус, который предусматривает снижение тарифа за безаварийную езду и его повышение за попадание в ДТП.
Согласно отчетам ЦБ, в последние три года страховые компании начали генерировать убытки. Хотя в январе–марте 2018 года средняя выплата по ОСАГО снизилась на 13%, составив 64 225 рублей, но уменьшилась и средняя премия страховщиков — до 5769 рублей. Такая тенденция связана с расширением практики натурального возмещения в ОСАГО.
При этом большой проблемой остается ситуация с криминальными автоюристами в регионах, которые выкупают права требования у пострадавших в ДТП, а потом обращаются в суд, увеличивая сумму реального ущерба. В такую «красную зону» по итогам 2017 года вошла Свердловская область.
Всего объем выплат по суду в 2017 году составил 37,4 млрд рублей, в том числе 17,9 млрд рублей — страховые (основное требование за ущерб от ДТП), 19,5 млрд рублей — накладные расходы, которые не связаны со страховой деятельностью (штрафы, пени, неустойки, моральный ущерб, расходы на экспертизу и посредников).
Помимо недобросовестных посредников на маржинальность страхового бизнеса повлияло повышение лимитов по выплатам. «Когда грузовик «собирает» несколько автомобилей, то единовременный размер компенсации по одному автомобилю достигает несколько миллионов рублей.